Robot
Складчик
- #1
[Kik] Вещи, изменившие мир. Часть 1-я. 7 лекций [Александр Музафаров]
- Ссылка на картинку
[Kik] Цикл лекций Александра Музафарова "Вещи, изменившие мир" Часть 1-я. 7 лекций. Возраст 10+ (Александр Музафаров)
Мир, окружающий нас, состоит не только из людей и явлений природы, но из сотворенных человеком вещей. И эти вещи меняют окружающую реальность чаще, чем могучие полководцы и ловкие политики.
За каждой такой вещью – труд человека, помноженный на пытливый ум и гениальное озарение. Поэтому, говоря о вещах, мы будем говорить и об их создателях, и о владельцах, и о том, как эти вещи меняют наш мир.
Без истории вещей трудно себе представить историю людей. Попробуем немного заполнить этот пробел.
Мир, окружающий нас, состоит не только из людей и явлений природы, но из сотворенных человеком вещей. И эти вещи меняют окружающую реальность чаще, чем могучие полководцы и ловкие политики.
За каждой такой вещью – труд человека, помноженный на пытливый ум и гениальное озарение. Поэтому, говоря о вещах, мы будем говорить и об их создателях, и о владельцах, и о том, как эти вещи меняют наш мир.
Без истории вещей трудно себе представить историю людей. Попробуем немного заполнить этот пробел.
Спойлер: Программа курса
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Лекция №1. Путь меча. От ахейцев до джедаев
Меч – символ воинской доблести и чести. Экскалибур короля Артура, Дюрандаль Роланда, Жуайез Карла Великого, меч-кладенец русских богатырей – это оружие стало легендарным и вошло в историю.
Меч — один из самых эффективных видов оружия в истории человечества. Когда и как он появился, и почему владение мечом добавляло почета и уважения? Кто такие «люди меча» и существуют ли они сейчас?
Как и из чего делались мечи, как менялись в ходе истории и как преображалась история под их разящими ударами? Какое будущее ожидает клинковое оружие?
Обо всем этом поговорим на первой лекции нового цикла «Вещи, изменившие мир».
Лекция №2. Хлеб – всему голова. Или когда появились продукты с ГМО?
Много тысяч лет назад наши предки совершили радикальный переворот в своей жизни – от охоты и собирательства перешли к земледелию и скотоводству. Одним из самых замечательных изобретений той далекой эпохи является хлеб. Это случилось в такие стародавние времена, что ученым пришлось потратить немало сил, чтобы разгадать тайны хлеба. И эти поиски тоже были весьма интересными и драматичными.
Да, были времена, когда люди не знали вкуса хлеба. Когда и где впервые стали выращивать пшеницу и другие злаки? Чем хлеб лучше каши?
В России хлеба стал символом еды как таковой – «на хлеб бы хватило». Какую роль играл этот продукт в истории нашей страны и какое место занимал на столе и в жизни?
О самом насущном и, в то же время, самом загадочном продукте питания поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».
Лекция №3. Дом – суперодежда или микровселенная?
Одним из высших достижений современной цивилизации является жилой дом. Да, самый обычный жилой дом, с создания которого и начинается путь человека к цивилизации.
А зачем вообще человеку дом? Ведь первые люди вполне обходились и без него. Где и когда появились первые дома? Как жилище влияет на социальный уклад и развитие общества? Как дома влияют на тип поселения?
Советские археологи сначала "загнали" древних русичей в землянки, потом передумали и "поселили" их в теремах. А все-таки, как выглядели дома на Руси?
Почему советская власть объявила войну домам и как была вынуждена отступить на заранее подготовленные позиции?
О привычном и почти незаметном для нас достижении истории, жилом доме, поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».
Лекция №4. Корабль. Владыки морей
Как известно, большую часть поверхности земного шара покрывает вода, а человек совершенно не приспособлен к передвижению в водной стихии – ни ласт, ни жабр, ни плавников. Но такой важный орган, как головной мозг, помог создать одно из самых удивительных изобретений — корабль.
Лучший транспорт и сильнейшее оружие – какими только ни были корабли по назначению и конструкции. Можете представить себе семимачтовый парусник? А пароход с пятью трубами, шестью мачтами и гребными колесами? А колесный авианосец? Между тем, все эти корабли реально существовали!
А еще у каждого корабля – от крошечной яхты, до громадного авианосца – есть своя душа. И далеко не всегда мужская. Не случайно в английском языке слово «корабль» — женского рода. Корабль способен на верность, любовь и даже на измену и коварную месть!
Об одном из самых древних и самых современных изобретений человека поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир»
Лекция №5. Бытовая техника. Как примус освободил женщину.
В наши дни часто говорят о том, что роботы сделают многие профессии ненужными. Поздно спохватились! Они уже сделали это! Неприметные бытовые приборы убили профессии прачки, кухарки, посудомойки и почти добили горничных.
Газовая и электрическая плита, холодильник, стиральная машина, пылесос… Их влияние на развитие быта и образа жизни людей таково, что впору задуматься: кто больше сделал для женского равноправия – эти незаметные приборы или Клара Цеткин и Ко?
Революция в бытовой технике, начавшаяся в конце XIX века, радикально изменила домашний уклад и традиционные гендерные роли в обществе. Почему это произошло? Как техника пришла в каждый дом и на чем закончится это вторжение? Или зачем холодильнику и пылесосу выход в интернет?
О незаметных, но весьма важных изобретениях на нашей кухне речь пойдет в очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».
Лекция №6. Автомобиль. Незаконнорожденное дитя прогресса
XIX век считался в Европе веком пара, на смену которому должен придти век электричества. Еще немного – и электрические кареты забегают по улицам городов, отправив на заслуженный отдых славных лошадок. Но… На дороге появились рычащие моторами и оставляющие сизый дымок экипажи с двигателями внутреннего сгорания. Началась автомобильная эра.
Стремительно совершенствуясь, автомобили захватывали сушу, побеждая и тягловых животных, и паровых и электрических конкурентов. Они ломали социальные барьеры, пространство и время, формировали мировоззрение и меняли внешний вид людей, облик городов и многое другое.
Знаете ли Вы, что первое путешествие на автомобиле совершила женщина? Что в десятые годы ХХ века автомобиль обгонял не только поезд, но и самолет? Что руль не сразу стал круглым, а фары – электрическими?
О самом распространенном транспортном средстве на Земле поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».
Лекция №7. Порох – концентрат силы.
Говорят, что порох придумали китайские алхимики, пытавшиеся найти секрет вечной жизни.
Есть версия, что порох изобрели немецкие монахи, желавшие изгнать с его помощью врага рода человеческого. Так или иначе, перед нами одно из двух величайших открытий Средневековья, секрет которого до конца не ясен даже современным химикам.
Этот черный порошок изменил характер войны, не менявшийся со времен каменных молотков, а еще – границы государств, социальную структуру общества, баланс сил в мире и многое другое.
Получить этот концентрат силы было не просто. Для этого приходилось копаться в человеческих отбросах (в самом прямом смысле), разорять гнездовья птиц и использовать силу воды.
Острый запах порохового дыма стал запахом истории. Он доносился не только с полей сражений, но и из горных шахт, рукотворных каналов, первых транспортных туннелей.
И даже когда военные стали использовать новые взрывчатые вещества, порох не собирается уходить в отставку. О об одном из самых известных и самых загадочных изобретений человечества поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».
Лектор: Александр Музафаров – руководитель Центра просветительских и образовательных проектов Фонда исторической перспективы, российский историк, социолог, писатель, публицист.
Автор научно-популярных книг по русской истории: «10 мифов о России», «По следам исчезнувшей России», «Семейные драмы российских монархов», «Евпатий Коловрат. Последний герой Древней Руси», «Забытые битвы Империи», «Великая Отечественная война: победа духа и традиции» (в соавторстве с П.В. Мультатули) и др.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.