АLИSА
Организатор
- #1
[Level One] Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа [Ляля Кандаурова]
- Ссылка на картинку
Разбираемся в главных композиторах 20 века и их экспериментах, которые навсегда изменили наше отношение к звуку
Музыка 20 века — один из интереснейших звуковых опытов, который может с вами случиться
Композиторы этого столетия не оглядывались назад — им отчаянно хотелось нового. Изучить их произведения — значит, научиться ценить самую неочевидную музыку и расширить свой слушательский диапазон до предела.
Мы никогда не услышим в такси или в торговом центре Дебюсси, Бриттена, Мессиана или Штокхаузена, но именно они — наш шанс воспринять музыку во всей ее полноте.
Музыку 20 века недостаточно просто слушать — важна теория
Это тот случай, когда слова помогают, а не мешают восприятию. За каждым экспериментом стоит эстетическая концепция, политическая идея или реакция на глобальные исторические события — мировые войны, революции, развитие технологий, до неузнаваемости преобразивших повседневную жизнь людей.
На курсе мы научимся видеть, как в музыке отражается время. Выделим самые важные тенденции, композиторские техники, эстетические закономерности и взаимные влияния.
Программа курса
#1. Слишком человеческое: экспрессионизм, большой советский стиль, неоромантизм и новая простота
Может показаться, что композиторы 20 века потеряли интерес к человеку как мере всех вещей. Выразительные мелодии оказались не в чести, эмоциональность в ее романтическом понимании ушла на второй план, а сочинения больше не адресовались простому слушателю. На лекции поговорим о влиятельных течениях в музыке 20 века, которые показывают, что это совершенно не так.
#2. Машины и механизмы: футуризм, урбанизм, пролетарский авангард, шумовая музыка и космическая тема
На этой лекции погрузимся в звуковую новизну — бескомпромиссную и захватывающую дух. Мы поговорим о тех течениях в музыке 20 века, которые порывали с прошлым особенно радикально, отталкиваясь от новой политической, общественной, технологической реальности и грезя будущими мирами.
#3. Контроль и свобода: додекафония, сериализм, структурализм, алеаторика, Кейдж
Два полюса, к которым стремились композиторы 20 века, — суперконтроль и абсолютная свобода. На этой лекции мы обсудим два противоположных музыкальных направления: одно связано с предельной рационализацией композиторского процесса, а другое, наоборот, с работой со случайностью и хаосом. Порассуждаем о том, как связаны две эти крайности, и почему их можно рассматривать как порождение одной и той же идеи.
#4. Материя звука: от импрессионизма к пуантилизму, сонорике, спектрализму и электронике
20 век дал жизнь новому пониманию звука — композиторы-импрессионисты культивировали тончайшие звуковые состояния и искали завораживающие сочетания тембров. Электронная музыка добавила к этому звуковые феномены, не существующие в физическом мире, а компьютерные технологии позволили композиторам проникнуть вглубь одного-единственного звука. На лекции обсудим самые живописные направления в музыке прошлого века.
#5. Свое — чужое: от Малера к неоклассицизму, полистилистике и коллажу
Одна из магистральных линий в музыке 20 столетия — работа с чужим материалом. На этой лекции обсудим широчайший спектр музыкальных явлений, связанных с заимствованием и стилизацией, цитированием и аллюзией, полистилистикой и постмодернистским разговором гиперссылками.
#6. Эксперименты со временем и пространством: минимализм, инструментальный театр и перформанс
Зачем водить смычком по струнам рояля и бить по нему молотком? Можно ли играть на виолончели не так, как учат в консерватории? Должны ли все эти действия и шум считаться музыкой и может ли само появление артистов на сцене быть частью музыкального текста? На последней лекции курса обсудим музыкальные феномены, которые рассматривают пространство выступления как партитуру.
Эксперт курса: Ляля Кандаурова - лауреат премии «Просветитель», автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку», ведущая канала о классической музыке Con Spirito.
Музыка 20 века — один из интереснейших звуковых опытов, который может с вами случиться
Композиторы этого столетия не оглядывались назад — им отчаянно хотелось нового. Изучить их произведения — значит, научиться ценить самую неочевидную музыку и расширить свой слушательский диапазон до предела.
Мы никогда не услышим в такси или в торговом центре Дебюсси, Бриттена, Мессиана или Штокхаузена, но именно они — наш шанс воспринять музыку во всей ее полноте.
Музыку 20 века недостаточно просто слушать — важна теория
Это тот случай, когда слова помогают, а не мешают восприятию. За каждым экспериментом стоит эстетическая концепция, политическая идея или реакция на глобальные исторические события — мировые войны, революции, развитие технологий, до неузнаваемости преобразивших повседневную жизнь людей.
На курсе мы научимся видеть, как в музыке отражается время. Выделим самые важные тенденции, композиторские техники, эстетические закономерности и взаимные влияния.
Программа курса
#1. Слишком человеческое: экспрессионизм, большой советский стиль, неоромантизм и новая простота
Может показаться, что композиторы 20 века потеряли интерес к человеку как мере всех вещей. Выразительные мелодии оказались не в чести, эмоциональность в ее романтическом понимании ушла на второй план, а сочинения больше не адресовались простому слушателю. На лекции поговорим о влиятельных течениях в музыке 20 века, которые показывают, что это совершенно не так.
#2. Машины и механизмы: футуризм, урбанизм, пролетарский авангард, шумовая музыка и космическая тема
На этой лекции погрузимся в звуковую новизну — бескомпромиссную и захватывающую дух. Мы поговорим о тех течениях в музыке 20 века, которые порывали с прошлым особенно радикально, отталкиваясь от новой политической, общественной, технологической реальности и грезя будущими мирами.
#3. Контроль и свобода: додекафония, сериализм, структурализм, алеаторика, Кейдж
Два полюса, к которым стремились композиторы 20 века, — суперконтроль и абсолютная свобода. На этой лекции мы обсудим два противоположных музыкальных направления: одно связано с предельной рационализацией композиторского процесса, а другое, наоборот, с работой со случайностью и хаосом. Порассуждаем о том, как связаны две эти крайности, и почему их можно рассматривать как порождение одной и той же идеи.
#4. Материя звука: от импрессионизма к пуантилизму, сонорике, спектрализму и электронике
20 век дал жизнь новому пониманию звука — композиторы-импрессионисты культивировали тончайшие звуковые состояния и искали завораживающие сочетания тембров. Электронная музыка добавила к этому звуковые феномены, не существующие в физическом мире, а компьютерные технологии позволили композиторам проникнуть вглубь одного-единственного звука. На лекции обсудим самые живописные направления в музыке прошлого века.
#5. Свое — чужое: от Малера к неоклассицизму, полистилистике и коллажу
Одна из магистральных линий в музыке 20 столетия — работа с чужим материалом. На этой лекции обсудим широчайший спектр музыкальных явлений, связанных с заимствованием и стилизацией, цитированием и аллюзией, полистилистикой и постмодернистским разговором гиперссылками.
#6. Эксперименты со временем и пространством: минимализм, инструментальный театр и перформанс
Зачем водить смычком по струнам рояля и бить по нему молотком? Можно ли играть на виолончели не так, как учат в консерватории? Должны ли все эти действия и шум считаться музыкой и может ли само появление артистов на сцене быть частью музыкального текста? На последней лекции курса обсудим музыкальные феномены, которые рассматривают пространство выступления как партитуру.
Эксперт курса: Ляля Кандаурова - лауреат премии «Просветитель», автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку», ведущая канала о классической музыке Con Spirito.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.