Grant34
Организатор
- #1
[Magisteria] Эль Греко: последний испанский маньерист [Наталья Боровская]
- Ссылка на картинку
Эль Греко: последний испанский маньерист
«Живое пламя любви»: восприятие творчества Эль Греко
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Наталья Федоровна Боровская, я историк искусства, заведующая кафедрой истории зарубежного искусства Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено Эль Греко. Официально он считается великим испанским живописцем второй половины XVI – начала XVII веков, хотя даже не нужно знать испанский язык, чтобы без перевода понять, что он по национальности грек. Именно его национальность отразилась в прозвище, которое дали ему испанцы, – для людей, говорящих по-испански, выговорить его подлинное имя, Доменикос Теотокопулос, не представлялось возможным. В некоторых документах на итальянском языке его имя транскрибируется по-итальянски – Доменико Теотокопули, – что тоже вполне допустимо, потому что на момент его рождения его родина, остров Крит, входила во владение Венецианской республики, и на острове было итало-греческое население. Поэтому имя художника и имена членов его семьи могли произноситься по-разному: и по-гречески, и по-итальянски.
Не нужно знать испанский язык, чтобы без перевода понять, что этот художник по национальности грек. «Греко» — прозвище, которое дали ему испанцы, чтобы, похоже, не запинаться о его подлинное имя Доменикос Теотокопулос.
Из 73 лет своей жизни почти 37 он прожил в Испании. Сегодня не только испанские искусствоведы, но и церковные деятели, священнослужители, говоря о религиозных композициях Эль Греко, считают его человеком, сумевшим глубоко понять духовный нерв, стержень испанского христианства.
На него смотрят как на художника, отразившего в искусстве живописи самое лучшее, что есть в испанской духовности, а именно духовность горячей любви ко Христу. Испанский поэт, богослов, церковный деятель, святой Хуан де ла Крус называл это состояние «живое пламя любви».
Что же это за пламя и как Эль Греко смог передать его?
Доменикос Теотокопулос, который в Испании стал Эль Греко (1541–1614), из своей достаточно долгой для той эпохи жизни – 73 года – почти 37 лет прожил в Испании и сумел там хорошо устроиться. Сегодня не только испанские искусствоведы, но и церковные деятели, священнослужители, говоря о религиозных композициях Эль Греко (а их у него, можно сказать, 99% из всего творческого наследия), считают его не только замечательным живописцем, но и человеком, сумевшим глубоко понять духовный нерв, стержень испанского христианства. На него смотрят как на художника, отразившего в искусстве живописи самое лучшее, что есть в испанской духовности, а именно – духовность горячей любви ко Христу. Эту любовь великий испанский поэт, богослов, церковный деятель, святой Хуан де ла Крус называл «живое пламя любви».
Мы начинаем сегодняшнее занятие с одной из самых знаменитых картин Эль Греко из российских коллекций – композиции «Апостолы Петр и Павел» из Эрмитажа. В этой картине мы видим основные качества живописи Эль Греко, которые с различными нюансами потом будем встречать в других его произведениях: монументализм как внутреннюю сущность, как свойство дарования художника. Тяга к монументальным формам конкретно в этой картине проявилась в рисунке драпировок, в том, что они ложатся крупными, несколько скульптурными по форме складками. Светоносность – это тоже важное свойство живописи Эль Греко. Вы прекрасно видите, что по складкам драпировок одежд апостолов идут длинные мазки светлым, так называемые «пробела», заставляющие всю цветовую гамму подсвечиваться, как бы вспыхивать изнутри, а красные драпировки у апостола Павла действительно напоминают пламя. Очень яркие духовные индивидуальности персонажей. Каждый персонаж Эль Греко – это личность не только в чисто психологическом плане. Эль Греко хороший портретист, он мог поймать какое-то внутреннее душевное, эмоциональное состояние модели, если ему это было нужно. Но, как правило, Эль Греко пишет духовные портреты независимо от того, кто его модель – живой человек, заказчик, позирующий ему, или апостол, Христос, Богородица и другие евангельские персонажи или святые. Огромное внимание он уделяет лицу, именно каким-то чертам портретности. Он показывает ярко выраженную личностную сущность персонажа, и одновременно эта сущность одухотворена.
Возможно, это звучит не совсем искусствоведчески и ненаучно, но лично мне Эль Греко представляется живописцем Пятидесятницы, а его персонажи – это герои, принявшие в себя огонь Святого Духа. Важным свидетельством этой внутренней одухотворенности на самом высоком уровне служит отношение Эль Греко к пропорциям – он их вытягивает. С искусствоведческой точки зрения эта категория исключительно стилистическая, и все специалисты справедливо будут говорить об огромном влиянии итальянского маньеризма на формирование художественного языка Эль Греко. Поскольку он не один год провел в Италии, то с маньеризмом, особенно с римским, он познакомился хорошо.
Есть авторы, утверждающие, что Эль Греко – это самый выдающийся и крупный испанский маньерист. С этим невозможно не согласиться, потому что для маньеризма характерна деформация пропорций человеческого тела из чисто духовных соображений, чтобы через эти деформации передать движение божественной энергии в материи, в том числе и в человеческом теле. Эль Греко близка эта идея. Благодаря пропорциям и рисунку драпировок, даже если его персонажи спокойно стоят, они все равно кажутся находящимися в сложном движении – как движении формы, так и движении духа.
Эта картина построена на контрасте двух типов духовного темперамента. Апостол Петр представлен как созерцатель, человек, погруженный в себя, в размышления и в какие-то тонкие духовные ощущения. А Павел показан как проповедник, трибун, открытый человек, внимательно изучающий зрителя и готовый в любую минуту начать рассказывать ему о Христе. То есть два прямо противоположных темперамента –активный и созерцательный, и это отразилось на цветовой гамме.
«Живое пламя любви»: восприятие творчества Эль Греко
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Наталья Федоровна Боровская, я историк искусства, заведующая кафедрой истории зарубежного искусства Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено Эль Греко. Официально он считается великим испанским живописцем второй половины XVI – начала XVII веков, хотя даже не нужно знать испанский язык, чтобы без перевода понять, что он по национальности грек. Именно его национальность отразилась в прозвище, которое дали ему испанцы, – для людей, говорящих по-испански, выговорить его подлинное имя, Доменикос Теотокопулос, не представлялось возможным. В некоторых документах на итальянском языке его имя транскрибируется по-итальянски – Доменико Теотокопули, – что тоже вполне допустимо, потому что на момент его рождения его родина, остров Крит, входила во владение Венецианской республики, и на острове было итало-греческое население. Поэтому имя художника и имена членов его семьи могли произноситься по-разному: и по-гречески, и по-итальянски.
Не нужно знать испанский язык, чтобы без перевода понять, что этот художник по национальности грек. «Греко» — прозвище, которое дали ему испанцы, чтобы, похоже, не запинаться о его подлинное имя Доменикос Теотокопулос.
Из 73 лет своей жизни почти 37 он прожил в Испании. Сегодня не только испанские искусствоведы, но и церковные деятели, священнослужители, говоря о религиозных композициях Эль Греко, считают его человеком, сумевшим глубоко понять духовный нерв, стержень испанского христианства.
На него смотрят как на художника, отразившего в искусстве живописи самое лучшее, что есть в испанской духовности, а именно духовность горячей любви ко Христу. Испанский поэт, богослов, церковный деятель, святой Хуан де ла Крус называл это состояние «живое пламя любви».
Что же это за пламя и как Эль Греко смог передать его?
Доменикос Теотокопулос, который в Испании стал Эль Греко (1541–1614), из своей достаточно долгой для той эпохи жизни – 73 года – почти 37 лет прожил в Испании и сумел там хорошо устроиться. Сегодня не только испанские искусствоведы, но и церковные деятели, священнослужители, говоря о религиозных композициях Эль Греко (а их у него, можно сказать, 99% из всего творческого наследия), считают его не только замечательным живописцем, но и человеком, сумевшим глубоко понять духовный нерв, стержень испанского христианства. На него смотрят как на художника, отразившего в искусстве живописи самое лучшее, что есть в испанской духовности, а именно – духовность горячей любви ко Христу. Эту любовь великий испанский поэт, богослов, церковный деятель, святой Хуан де ла Крус называл «живое пламя любви».
Мы начинаем сегодняшнее занятие с одной из самых знаменитых картин Эль Греко из российских коллекций – композиции «Апостолы Петр и Павел» из Эрмитажа. В этой картине мы видим основные качества живописи Эль Греко, которые с различными нюансами потом будем встречать в других его произведениях: монументализм как внутреннюю сущность, как свойство дарования художника. Тяга к монументальным формам конкретно в этой картине проявилась в рисунке драпировок, в том, что они ложатся крупными, несколько скульптурными по форме складками. Светоносность – это тоже важное свойство живописи Эль Греко. Вы прекрасно видите, что по складкам драпировок одежд апостолов идут длинные мазки светлым, так называемые «пробела», заставляющие всю цветовую гамму подсвечиваться, как бы вспыхивать изнутри, а красные драпировки у апостола Павла действительно напоминают пламя. Очень яркие духовные индивидуальности персонажей. Каждый персонаж Эль Греко – это личность не только в чисто психологическом плане. Эль Греко хороший портретист, он мог поймать какое-то внутреннее душевное, эмоциональное состояние модели, если ему это было нужно. Но, как правило, Эль Греко пишет духовные портреты независимо от того, кто его модель – живой человек, заказчик, позирующий ему, или апостол, Христос, Богородица и другие евангельские персонажи или святые. Огромное внимание он уделяет лицу, именно каким-то чертам портретности. Он показывает ярко выраженную личностную сущность персонажа, и одновременно эта сущность одухотворена.
Возможно, это звучит не совсем искусствоведчески и ненаучно, но лично мне Эль Греко представляется живописцем Пятидесятницы, а его персонажи – это герои, принявшие в себя огонь Святого Духа. Важным свидетельством этой внутренней одухотворенности на самом высоком уровне служит отношение Эль Греко к пропорциям – он их вытягивает. С искусствоведческой точки зрения эта категория исключительно стилистическая, и все специалисты справедливо будут говорить об огромном влиянии итальянского маньеризма на формирование художественного языка Эль Греко. Поскольку он не один год провел в Италии, то с маньеризмом, особенно с римским, он познакомился хорошо.
Есть авторы, утверждающие, что Эль Греко – это самый выдающийся и крупный испанский маньерист. С этим невозможно не согласиться, потому что для маньеризма характерна деформация пропорций человеческого тела из чисто духовных соображений, чтобы через эти деформации передать движение божественной энергии в материи, в том числе и в человеческом теле. Эль Греко близка эта идея. Благодаря пропорциям и рисунку драпировок, даже если его персонажи спокойно стоят, они все равно кажутся находящимися в сложном движении – как движении формы, так и движении духа.
Эта картина построена на контрасте двух типов духовного темперамента. Апостол Петр представлен как созерцатель, человек, погруженный в себя, в размышления и в какие-то тонкие духовные ощущения. А Павел показан как проповедник, трибун, открытый человек, внимательно изучающий зрителя и готовый в любую минуту начать рассказывать ему о Христе. То есть два прямо противоположных темперамента –активный и созерцательный, и это отразилось на цветовой гамме.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.