Скачать 

[Magisteria] Мудрость досократиков [Дмитрий Бугай]

Цена: 40 РУБ
Организатор: Robot
В списке нет видимых участников.
Robot
Robot
Складчик
  • #1

[Magisteria] Мудрость досократиков [Дмитрий Бугай]

Ссылка на картинку
Ранняя греческая мысль

Добрый день, уважаемые слушатели! Меня зовут Дмитрий Владимирович Бугай. Я доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ имени Ломоносова, историк греческой философии.

Сегодня мы поговорим об интересном явлении в истории философии, связанном с мыслью архаических греческих мудрецов. Мы поговорим о том, что я назвал «мудрость досократиков».

Несколько предварительных слов для того, чтобы было понятно, о чем пойдет речь. Мы будем говорить о начальных этапах в развитии греческой философии, о первых шагах европейской рациональной мысли. У этого феномена, который с определенного времени называется «досократической» мыслью, довольно любопытная предыстория. Стоит сказать о ней, чтобы стало понятно, зачем вообще говорить о досократиках, почему феномен досократической мысли может вызывать интерес и по сей день.

До конца XIX века общая картина развития человеческого познания была прогрессистской. В этой парадигме ранние этапы, ранние формы — это всегда формы примитивные. С них начинается история мысли, но зачем придавать этому какое-то особое значение? Интереснее смотреть на историю уже зрелых этапов. Если применить это к истории греческой философии, то стандартная картина в лекционных курсах XIX века в Европе выглядела так: от ранних этапов поскорее прийти к вершинам греческой мысли, то есть к философии Платона и Аристотеля. Более ранние формы едва ли вызывали интерес.

Во-вторых, на них смотрели глазами последующей традиции. Поскольку последующая мысль уже имела развитый технический аппарат, концептуальный аппарат понятий, терминологию, эти явления представали как примитивные попытки о чем-то подумать. Это было начало долгого и идущего вперед человеческого познания.
:)

Но в конце XIX века стало постепенно проясняться то, что, когда мы смотрим на более ранние эпохи глазами более поздних эпох, мы совершаем методологическую ошибку. Она заключается в том, что мы не понимаем и не учитываем своеобразия явления, которое мы рассматриваем. Мы не осознаем, что, например, мыслители-досократики в свое время и в свою эпоху имели значение, независимо от того, как на них смотрит поздняя эпоха. Когда мы изучаем Анаксимандра или Эмпедокла, мы можем постараться посмотреть на них глазами не Платона и Аристотеля, тем более не глазами Канта и Гегеля, а увидеть их в историческом контексте. Эта задача постепенно сформировалась в конце XIX, в начале XX века.

Здесь мы должны различать три главных вектора изменения этого взгляда. Первый вектор связан с именем Фридриха Ницше. Он впервые перестал отдавать приоритет Платону и Аристотелю в области истории философии и классической филологии. Для него подлинным выражением Греции оказываются именно доплатоновские философы. Ранних философов Ницше называет «доплатоновскими» философами. Именно они воплощают настоящую греческую мудрость.

Второй вектор (он проявился в 30–50-е годы XX века) — это мысль Мартина Хайдеггера. Для него ранняя греческая философия является тем моментом, который еще не заслонен окончательно тем, что Хайдеггер называет «метафизикой». В истории европейского мышления или бытия, говоря хайдеггеровским языком, ранняя греческая философия – момент, где бытие открывается более выразительно, чем в стремящихся к субъективизму, к логицизму, к эпистемизму концепциях Платона и Аристотеля.

Влияние Ницше и Хайдеггера заставило пересмотреть многие базовые предпосылки, на которых основывалось изучение досократической мысли. После Ницше и Хайдеггера историк ранней греческой мысли так или иначе пытается исследовать эту мысль ради нее самой. Он не считает, что это некая подготовительная ступенька к более развитым философским системам Платона, Аристотеля, позднегреческой мысли, неоплатонизма.

К такому же взгляду шли классическая филология и история греческой философии в силу логики принципа историзма. Мы должны смотреть на период, предшествовавший Платону, не глазами Платона или Аристотеля. Мы должны стараться смотреть глазами людей, которые жили и творили в этом периоде. Неслучайно в конце XIX – начале XX века в ученой литературе появляются иные работы, посвященные ранней греческой мысли. Например, исследования Фрэнсиса Макдональда Корнфорда, великолепного историка греческой мысли из Кембриджского университета. Интересные историко-научные работы Поля Таннери, Теодора Гомперца.
 
Зарегистрируйтесь , чтобы посмотреть скрытый авторский контент.
Похожие складчины
  • в разделе: Другие тематики
  • в разделе: Другие тематики
  • в разделе: Другие тематики

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать и скачивать складчины!

Учетная запись позволит вам участвовать в складчинах и оставлять комментарии

Регистрация

Создайте аккаунт на форуме. Это не сложно!

Вход

Вы уже зарегистрированы? Войдите.

Сверху