Kashtanka
Организатор
- #1
[Magisteria] Закат Европы Шпенглера: откровения позднего романтизма [Дмитрий Бугай]
- Ссылка на картинку
«Закат Европы» немецкого историософа Освальда Шпенглера — это одна из самых значительных, интересных и провокативных философских книг, написанных в XX веке. Она вышла в 1918 году, в год завершения Первой мировой войны, и стала сенсацией.
«Untergang» — по-немецки очень многозначное слово. Буквально это нисхождение, путь вниз. Если речь идет о солнце, то это закат. А если говорится о человеке, то это гибель, разрушение, уничтожение.
Эта книга была вызовом тогдашнему немецкому ученому философскому сообществу. Скромный гимназический учитель, который не занимает никакой должности ни в каком университете, вдруг выпускает книгу, в которой высокомерно, с абсолютным сознанием собственного превосходства фактически разделывается, даже особо не упоминая имен, с профессорами и в целом с профессорской философией.
«Закатом Европы» были задеты все: историки математики, историки философии, историки литературы, философы истории, философы культуры. Все чувствовали себя глубоко оскорбленными Шпенглером, потому что его книга фактически говорит, что современная мысль Германии и Европы начала XX века вообще ничего не стоит: единственные три ориентира, которые можно избрать себе в области философии истории и в понимании жизни, это Гете, Ницше и Лейбниц. При этом все осознавали, что имеют дело с литературной продукцией самого высокого ранга, и в этой философско-исторической литературе на современников глядели с высокомерным презрением.
В чем же заключались претензии Освальда Шпенглера к современной цивилизации? Актуальна ли его книга сейчас? Как Шпенглер математически обосновывает свою теорию упадка европейской мысли? Разбираемся вместе с философом Дмитрием Бугаем в новой обзорной лекции
«Untergang» — по-немецки очень многозначное слово. Буквально это нисхождение, путь вниз. Если речь идет о солнце, то это закат. А если говорится о человеке, то это гибель, разрушение, уничтожение.
Эта книга была вызовом тогдашнему немецкому ученому философскому сообществу. Скромный гимназический учитель, который не занимает никакой должности ни в каком университете, вдруг выпускает книгу, в которой высокомерно, с абсолютным сознанием собственного превосходства фактически разделывается, даже особо не упоминая имен, с профессорами и в целом с профессорской философией.
«Закатом Европы» были задеты все: историки математики, историки философии, историки литературы, философы истории, философы культуры. Все чувствовали себя глубоко оскорбленными Шпенглером, потому что его книга фактически говорит, что современная мысль Германии и Европы начала XX века вообще ничего не стоит: единственные три ориентира, которые можно избрать себе в области философии истории и в понимании жизни, это Гете, Ницше и Лейбниц. При этом все осознавали, что имеют дело с литературной продукцией самого высокого ранга, и в этой философско-исторической литературе на современников глядели с высокомерным презрением.
В чем же заключались претензии Освальда Шпенглера к современной цивилизации? Актуальна ли его книга сейчас? Как Шпенглер математически обосновывает свою теорию упадка европейской мысли? Разбираемся вместе с философом Дмитрием Бугаем в новой обзорной лекции
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.