Николай1122
Организатор
- #1
Метафорические ассоциативные карты “Маска” [Ева Морозовская]
- Ссылка на картинку
B психологии понятие «маска» ассоциируется с качествами, которыми человек не обладает, но делает вид, что обладает, с чувствами, которые человек не переживает, но демонстрирует, а также с социальными и психологическими ролями, которые доводится играть человеку в личной и общественной жизни.
Один и тот же человек может в разных ситуациях носить маски «Неприступная красавица», «Добрая бабушка», «Грозный директор», «Пламенная танцовщица» и какие угодно еще. Та же женщина в одной ситуации наденет маску сочувствия, в другой — строгости, в третьей — кокетства, в четвертой — безразличия. Маски имеют свойство «прирастать». В одних ситуациях человек ясно сознает: то, что он в данный момент более или менее успешно демонстрирует — не то же самое, что он в действительности чувствует. В других случаях за маской человек прячет свои чувства не только от окружающих, но и от себя самого. Вот в таких случаях и помогают проективные карты «МАСКА», которые предлагают возможность рассмотреть разные маски, примерить, отыскать ответ на вопрос, какие из них давно стали привычными, какие все еще нужны, какие уже жмут, а какая маска постепенно стала вторым лицом, и полезно это, или лучше снять ее, пока еще возможно.
Kолода «МАСКА» включает 60 карт, изображающих маски пяти видов: персонажные, карнавальные, театральные, функциональные и мистические.
Персонажные маски мы знаем из современной культуры, они обозначают какого-то определенного героя, имеющего свой характер и историю, известного нам из книг, фильмов или комиксов. Чаще всего назначением персонажной маски было сокрытие личности героя, стремление утаить потайную сторону его жизни от окружающих, одновременно с тем, обычно персонажная маска символизировала переход из одной роли в другую, из одной жизни в другую. Как если бы надевание такой маски само по себе придавало определенные сверхспособности своему носителю. В других случаях маска просто вплотную связана в нашем восприятии с конкретным героем и его особенностями.
Карнавальные маски чаще других ассоциируются с понятием маски вообще. Чаще всего именно одну из них представляет себе человек в ответ на слово «маска» без уточнений. В мире есть несколько разных карнавальных культур и традиций. Карнавальные маски, использованные в данной колоде, пришли в мировую культуру из венецианского карнавала. Исторически целью венецианского карнавала было на время забыть о своей социальной роли и найти себе возлюбленного на ночь «без чинов и имен». Каждый участник карнавала был вынужден скрыть свою личность и притвориться кем-то другим. Ассортимент масок позволял ему выбрать, кем именно он хочет притвориться в этот раз.
Функциональные маски созданы человеком с утилитарными целями. Цели различаются: назначение позорной маски — унизить, хирургической — защитить, посмертной — сохранить память, паранджи — скрыть женское лицо от недостойных его видеть, и так далее.
Мистические маски существуют в культурах разных народов и назначение их отличается. У некоторых народов принято располагать в жилом помещении маски, олицетворяющие добрых богов, как амулеты и талисманы. Маска черта, напротив, должна была защищать от происков злых сил. Шаманы надевали маски при проведении своих ритуалов. Надевание во время специальных церемоний масок, изображающих божества, по верованиям некоторых народностей, помогало заполучить силы, которыми славится это божество, приобрести часть его могущества.
Один и тот же человек может в разных ситуациях носить маски «Неприступная красавица», «Добрая бабушка», «Грозный директор», «Пламенная танцовщица» и какие угодно еще. Та же женщина в одной ситуации наденет маску сочувствия, в другой — строгости, в третьей — кокетства, в четвертой — безразличия. Маски имеют свойство «прирастать». В одних ситуациях человек ясно сознает: то, что он в данный момент более или менее успешно демонстрирует — не то же самое, что он в действительности чувствует. В других случаях за маской человек прячет свои чувства не только от окружающих, но и от себя самого. Вот в таких случаях и помогают проективные карты «МАСКА», которые предлагают возможность рассмотреть разные маски, примерить, отыскать ответ на вопрос, какие из них давно стали привычными, какие все еще нужны, какие уже жмут, а какая маска постепенно стала вторым лицом, и полезно это, или лучше снять ее, пока еще возможно.
Kолода «МАСКА» включает 60 карт, изображающих маски пяти видов: персонажные, карнавальные, театральные, функциональные и мистические.
Персонажные маски мы знаем из современной культуры, они обозначают какого-то определенного героя, имеющего свой характер и историю, известного нам из книг, фильмов или комиксов. Чаще всего назначением персонажной маски было сокрытие личности героя, стремление утаить потайную сторону его жизни от окружающих, одновременно с тем, обычно персонажная маска символизировала переход из одной роли в другую, из одной жизни в другую. Как если бы надевание такой маски само по себе придавало определенные сверхспособности своему носителю. В других случаях маска просто вплотную связана в нашем восприятии с конкретным героем и его особенностями.
Карнавальные маски чаще других ассоциируются с понятием маски вообще. Чаще всего именно одну из них представляет себе человек в ответ на слово «маска» без уточнений. В мире есть несколько разных карнавальных культур и традиций. Карнавальные маски, использованные в данной колоде, пришли в мировую культуру из венецианского карнавала. Исторически целью венецианского карнавала было на время забыть о своей социальной роли и найти себе возлюбленного на ночь «без чинов и имен». Каждый участник карнавала был вынужден скрыть свою личность и притвориться кем-то другим. Ассортимент масок позволял ему выбрать, кем именно он хочет притвориться в этот раз.
Функциональные маски созданы человеком с утилитарными целями. Цели различаются: назначение позорной маски — унизить, хирургической — защитить, посмертной — сохранить память, паранджи — скрыть женское лицо от недостойных его видеть, и так далее.
Мистические маски существуют в культурах разных народов и назначение их отличается. У некоторых народов принято располагать в жилом помещении маски, олицетворяющие добрых богов, как амулеты и талисманы. Маска черта, напротив, должна была защищать от происков злых сил. Шаманы надевали маски при проведении своих ритуалов. Надевание во время специальных церемоний масок, изображающих божества, по верованиям некоторых народностей, помогало заполучить силы, которыми славится это божество, приобрести часть его могущества.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.