ОНО
Организатор
- #1
[МИФ Курсы] Золотой ключик. Ключ к волшебным сказкам [Варвара Добровольская]
- Ссылка на картинку
Зачем изучать сказки?
"Снесла курочка яичко, да не простое — золотое. Дед бил — не разбил. Баба била — не разбила…"
Так и хочется воскликнуть «Где же логика?» Продали бы яйцо и жили припеваючи. А логика в том, что яйцо — символ жизни. А золото — атрибут мира мертвых. И смысл этой ситуации можно выразить коротко: «Пришла пора умирать». Но и тут не все так просто. Древние не знали абстрактных понятий и не понимали смерть так, как мы. Поэтому описывали все буквально, действиями. То, что мы назвали бы, например, научным словом «энтропия», в их изложении выглядело так:
«Об этом яичке строй стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать. Курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом заку́рился, двери побутусились, тын рассыпался. Поповы дочери шли с водою, ушат приломали. Попадья квашню месила — всё тесто по полу разметала. Поп стал книгу рвать — всю по полу разметал!» (Из сборника «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева)
В сказках отражены архаичные представления, обряды и ритуалы, которые мы знали, но потом забыли. Вернее, знали наши предки, а забыли мы. Что-то исчезло, а что-то приняло новые формы. Смотрите: сказочные дед и баба били свое яйцо, а мы на Пасху красим яйца и тоже стукаемся ими… Хорошо, что у нас есть возможность эти знания восстановить. Хотя бы те, которые зашифрованы в сказках. При всем разнообразии, сказочные сюжеты имеют общие черты у народов, которые разделяют века и континенты. Это древний культурный код, который не знает языковых различий. Поэтому сказка — история становления и человека как личности, и общества в целом.
— Ладушки-ладушки, где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Известный фольклорист С.З. Агранович считает, что сохранившийся в этой песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками при помощи касания ладонями. (Из книги «Homo amphibolos. Археология сознания»)
Появление сказки исследователи связывают с родоплеменным строем, охотничьим промыслом и древними обрядами. Важнейший из которых — обряд инициации (посвящения) во взрослую жизнь. Сказка возникает в момент распада обряда, поскольку живой обряд существует только для посвященных. Сакральная информация племени не может быть раскрыта. В сказке архаика мирно уживается с более поздними элементами. Поэтому выдающийся исследователь сказки В.Я. Пропп называл ее энциклопедией представлений человека о мире.
Что даст вам лекторий:
— Вы увидите сказки совершенно по-новому и перестанете воспринимать их как то, что написано исключительно для детей
— Вы сможете исследовать сказки вместе со своими детьми-старшеклассниками, это очень увлекательно
— Поймете смысл многих обычаев и обрядов, которые поддерживали «на автомате»
— Взглянув под новым ракурсом на сказочных героев, вы уже не сможете это «развидеть» и станете иначе воспринимать известные литературные сюжеты.
— Возможно, вы захотите немедленно применить полученные знания и перечитать известные сказки в подлиннике, а не в обработке (например в сборнике Афанасьева)
Программа:
Лекция 1. Чудесные дети в волшебных сказках, или Почему Баба-яга так и не съела Ивашечку?
20 января
27 января
3 февраля
10 февраля
Фольклорист, сказковед, специалист по изучению примет и поверий, автор более 250 работ по фольклору и традиционной культуре, кандидат филологических наук. Доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), член Этнографической комиссии Русского географического общества.
"Снесла курочка яичко, да не простое — золотое. Дед бил — не разбил. Баба била — не разбила…"
Так и хочется воскликнуть «Где же логика?» Продали бы яйцо и жили припеваючи. А логика в том, что яйцо — символ жизни. А золото — атрибут мира мертвых. И смысл этой ситуации можно выразить коротко: «Пришла пора умирать». Но и тут не все так просто. Древние не знали абстрактных понятий и не понимали смерть так, как мы. Поэтому описывали все буквально, действиями. То, что мы назвали бы, например, научным словом «энтропия», в их изложении выглядело так:
«Об этом яичке строй стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать. Курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом заку́рился, двери побутусились, тын рассыпался. Поповы дочери шли с водою, ушат приломали. Попадья квашню месила — всё тесто по полу разметала. Поп стал книгу рвать — всю по полу разметал!» (Из сборника «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева)
В сказках отражены архаичные представления, обряды и ритуалы, которые мы знали, но потом забыли. Вернее, знали наши предки, а забыли мы. Что-то исчезло, а что-то приняло новые формы. Смотрите: сказочные дед и баба били свое яйцо, а мы на Пасху красим яйца и тоже стукаемся ими… Хорошо, что у нас есть возможность эти знания восстановить. Хотя бы те, которые зашифрованы в сказках. При всем разнообразии, сказочные сюжеты имеют общие черты у народов, которые разделяют века и континенты. Это древний культурный код, который не знает языковых различий. Поэтому сказка — история становления и человека как личности, и общества в целом.
— Ладушки-ладушки, где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Известный фольклорист С.З. Агранович считает, что сохранившийся в этой песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками при помощи касания ладонями. (Из книги «Homo amphibolos. Археология сознания»)
Появление сказки исследователи связывают с родоплеменным строем, охотничьим промыслом и древними обрядами. Важнейший из которых — обряд инициации (посвящения) во взрослую жизнь. Сказка возникает в момент распада обряда, поскольку живой обряд существует только для посвященных. Сакральная информация племени не может быть раскрыта. В сказке архаика мирно уживается с более поздними элементами. Поэтому выдающийся исследователь сказки В.Я. Пропп называл ее энциклопедией представлений человека о мире.
Что даст вам лекторий:
— Вы увидите сказки совершенно по-новому и перестанете воспринимать их как то, что написано исключительно для детей
— Вы сможете исследовать сказки вместе со своими детьми-старшеклассниками, это очень увлекательно
— Поймете смысл многих обычаев и обрядов, которые поддерживали «на автомате»
— Взглянув под новым ракурсом на сказочных героев, вы уже не сможете это «развидеть» и станете иначе воспринимать известные литературные сюжеты.
— Возможно, вы захотите немедленно применить полученные знания и перечитать известные сказки в подлиннике, а не в обработке (например в сборнике Афанасьева)
Программа:
Лекция 1. Чудесные дети в волшебных сказках, или Почему Баба-яга так и не съела Ивашечку?
20 января
- Почему некоторые дети в сказках рождаются чудесным образом: из отрубленного пальца, яйца чудесной птицы, полена, кочерыжки или фасолины, а девочек и вовсе могут вылепить из снега?
- С чем связаны необычные свойства сказочных детей: маленький рост, недюжинная сила, смекалка, красота, особые знаки на теле?
- Баба-яга в волшебной сказке: почему «нос в потолок врос», при этом не выносит, когда «русским духом пахнет», и как выглядит ее «костяная нога»?
- Почему Баба-яга всегда грозит героям смертью, но никогда никого не ест? И наоборот, мальчик может не только зажарить Ягу, но и улететь от нее на птицах-спасителях, да еще прихватив чудесную диковинку.
- Чудесные девочки, которые могут обмануть медведя и заставить отнести их домой, да еще и пирожков прихватить. Но иногда девочкам свойственно неправильно рассчитывать свои силы — и тогда может случиться страшное и непоправимое.
27 января
- Почему мачеха отправляет девушку в темный лес, а отец покорно везет ее на верную смерть? И почему Золушку не пускают на бал?
- Волшебные помощники героини: кому в русских сказках соответствует европейская фея-крестная?
- Откуда в сказке Ш. Перро появилась «хрустальная туфелька», и что теряет героиня, если такой туфельки у нее нет?
- Кто такая Марья Моревна? Почему до замужества героиня легко победила самого Кощея Бессмертного, а после свадьбы оказалась беззащитной против его козней?
- Неужели Царевна-лягушка — на самом деле лягушка? И зачем Иван-царевич сжег ее шкурку?
3 февраля
- Что именно рассказала ключница Пелагея маленькому мальчику Сереже в имении под Уфой и что Сергей Тимофеевич Аксаков прочитал и увидел, чтобы написать сказку «Аленький цветочек»?
- Откуда прилетает Финист — Ясный сокол и где сад Чудища лесного, в котором на клумбе аленький цветочек растет?
- Русская красавица Настенька и француженка Бэль, Чудище лесное из русских сказок и французское Чудовище: фольклорное родство и авторские интерпретации в сказках.
- Чудесные мужья и женихи: откуда они берутся? Почему их можно вызвать с помощью чудесного перышка или попасть в их мир с помощью аленького цветочка? Почему героиня должна бороться за свое счастье? И вообще, кто эти юноши и заколдованы ли они?
10 февраля
- Откуда в сказках появился змей, кто назвал его Горынычем? Почему он живет за рекой Смородиной? И зачем змею сражаться с богатырями?
- Кто такой сказочный богатырь и чем он отличается от богатыря былинного? Конь таинственной масти, другие чудесные помощники богатырей и средства маскировки.
- Герои-искатели, которые не любят сражаться, а всегда что-то ищут, например молодильные яблоки, златогривого коня или прекрасную царевну. Их чудесные помощники: звери, сообразительные зятья, которые умеют превращаться в птиц и др.
- Как искать «то, не знаю что»? И находить. Особенно если помогает жена — умная и красивая, как в сказке.
Фольклорист, сказковед, специалист по изучению примет и поверий, автор более 250 работ по фольклору и традиционной культуре, кандидат филологических наук. Доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), член Этнографической комиссии Русского географического общества.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.