Robot
Складчик
- #1
[ММОМА] Массовая культура как воля и представление. Логика культурного капитализма [Валерия Путинцева-Арданская]
- Ссылка на картинку
Лекция 3. Массовая культура как воля и представление. Логика культурного капитализма
Рождение массового общества происходит в 1930-е годы в связи с бурным развитием средств массовой информации, таких как радио и кино, и их влиянием на общественное сознание. Этот стремительный рост воспринимается неоднозначно: философы Карл Ясперс и Хосе Ортега-и-Гассет с горечью анализируют портрет «массового человека», который обесценивает уникальность в пользу тиражного. Массовый спрос порождает массовое предложение на культурном поле, которое становится подверженным интересам рынка. Тиражирование становится основным методом производства арт-произведений, что приводит к утрате подлинности
в эпоху технической воспроизводимости, о чем писал Вальтер Беньямин.
В таком контексте зарождается постмодернизм как новое направление, провозглашающее конец уникальности и начало подлинно массовой культуры. Представители поп-арта (Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн) и соц-арта (Комар и Меламид, Александр Косолапов) деконструируют социальные коды, переосмысляя их в контексте нового искусства. Деконструкция становится основным художественным приемом постмодернизма, отменяя уникальное в пользу «сделанного».
Параллельно формируется философия капитализма, в частности теория культурного капитала Фредерика Джеймисона, объединяющая марксистскую мысль с экономическим анализом капитализма второй половины XX века.
Лектор курса — Валерия Путинцева-Арданская, философ, научный сотрудник образовательного департамента Московского музея современного искусства. Старший преподаватель Тюменского государственного университета. Специалист в области теории медиа (media studies), визуальных исследований (visual studies) и неклассической философии. Финалист «Лиги лекторов» Российского общества «Знания» (топ-100 из 9147 лекторов).
Рождение массового общества происходит в 1930-е годы в связи с бурным развитием средств массовой информации, таких как радио и кино, и их влиянием на общественное сознание. Этот стремительный рост воспринимается неоднозначно: философы Карл Ясперс и Хосе Ортега-и-Гассет с горечью анализируют портрет «массового человека», который обесценивает уникальность в пользу тиражного. Массовый спрос порождает массовое предложение на культурном поле, которое становится подверженным интересам рынка. Тиражирование становится основным методом производства арт-произведений, что приводит к утрате подлинности
В таком контексте зарождается постмодернизм как новое направление, провозглашающее конец уникальности и начало подлинно массовой культуры. Представители поп-арта (Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн) и соц-арта (Комар и Меламид, Александр Косолапов) деконструируют социальные коды, переосмысляя их в контексте нового искусства. Деконструкция становится основным художественным приемом постмодернизма, отменяя уникальное в пользу «сделанного».
Параллельно формируется философия капитализма, в частности теория культурного капитала Фредерика Джеймисона, объединяющая марксистскую мысль с экономическим анализом капитализма второй половины XX века.
Лектор курса — Валерия Путинцева-Арданская, философ, научный сотрудник образовательного департамента Московского музея современного искусства. Старший преподаватель Тюменского государственного университета. Специалист в области теории медиа (media studies), визуальных исследований (visual studies) и неклассической философии. Финалист «Лиги лекторов» Российского общества «Знания» (топ-100 из 9147 лекторов).
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.