Фортуна
Организатор
- #1
[Московская психоаналитическая ассоциация] Кадр в психоанализе [Надежда Майн, Андрей Россохин]
- Ссылка на картинку
Сеттинг, диспозитив, кадр вошли в психоаналитический словарь прочно, но, как и другие чрезмерно используемые слова, имеют множество оттенков и значений, о которых мы предлагаем порассуждать вместе.
Известно, что психоанализ — это процесс, но внутри этого процесса есть некоторые постоянные, этот процесс обуславливающие. Они образуют то, что мы называем словом «кадр». Именно это устройство, обрамляющее, наподобие рамки картину, делает эту картину видимой и, в принципе, возможной.
Другими словами, кадр — это совокупность постоянных, внутри которых возможно развитие переменных, из которых будет складываться весь аналитический процесс. Кадр сам по себе не виден, не слышен, не осязаем, но он непременно присутствует и участвует в психоаналитической игре совместно с другими составляющими — интерпретацией, альянсом, переносом, контрпереносом и, опять таки, именно он, кадр, и делает возможным появление последних.
Психоанализ есть «испытание неизвестным», погружение в неведомое, исследование незнакомых внутренних территорий. По сути — это большая и длинная авантюра, которая возможна, как говорил Ж. Андре, лишь при условии, «что мы уверены, что стоим твёрдо на земле, хотя бы одной ногой». То есть психоанализ имеет смысл лишь тогда, когда он связан с чём-то точным и фиксированным, с тем чем и является кадр.
Мы можем перечислить элементы, из которых кадр состоит — это и частота сеансов, и их продолжительность, и гонорар... Однако мы не можем перечислить невидимые элементы кадра, мы не знаем, что ещё, помимо перечисленного, внесёт наш пациент внутрь этих границ. И если мы не можем с точностью указать на то место, где граница кадра проходит, то мы ясно «услышим» шум от нарушения этих границ, что становится почти неотъемлемым эпизодом при работе с пограничными личностями.
В этом случае кадр обнаруживает себя полноценным участником процесса: на него ведётся атака, его пытаются сломать, его игнорируют. И он превращается в источник ценного материала о функционировании пациента и раскрывает новые его стороны. Порой кадр становится «соломинкой», удерживающей на плаву. Как-то об этом Винникотт сказал, что иногда кадр — это единственное, что может аналитик предложить своему анализанту.
Можно сказать, что кадр относится больше к стратегии нежели к технике, однако, несомненно, что понимание значимости кадра, как с теоретической, так и с практической точек зрения - это одна из важнейших составляющих профессиональной оснащённости психоаналитика.
Именно поэтому мы решили посвятить нашу очередную конференцию попытке разъяснить эти вопросы, опираясь на личный опыт, но в первую очередь — на опыт великих предшественников.
Известно, что психоанализ — это процесс, но внутри этого процесса есть некоторые постоянные, этот процесс обуславливающие. Они образуют то, что мы называем словом «кадр». Именно это устройство, обрамляющее, наподобие рамки картину, делает эту картину видимой и, в принципе, возможной.
Другими словами, кадр — это совокупность постоянных, внутри которых возможно развитие переменных, из которых будет складываться весь аналитический процесс. Кадр сам по себе не виден, не слышен, не осязаем, но он непременно присутствует и участвует в психоаналитической игре совместно с другими составляющими — интерпретацией, альянсом, переносом, контрпереносом и, опять таки, именно он, кадр, и делает возможным появление последних.
Психоанализ есть «испытание неизвестным», погружение в неведомое, исследование незнакомых внутренних территорий. По сути — это большая и длинная авантюра, которая возможна, как говорил Ж. Андре, лишь при условии, «что мы уверены, что стоим твёрдо на земле, хотя бы одной ногой». То есть психоанализ имеет смысл лишь тогда, когда он связан с чём-то точным и фиксированным, с тем чем и является кадр.
Мы можем перечислить элементы, из которых кадр состоит — это и частота сеансов, и их продолжительность, и гонорар... Однако мы не можем перечислить невидимые элементы кадра, мы не знаем, что ещё, помимо перечисленного, внесёт наш пациент внутрь этих границ. И если мы не можем с точностью указать на то место, где граница кадра проходит, то мы ясно «услышим» шум от нарушения этих границ, что становится почти неотъемлемым эпизодом при работе с пограничными личностями.
В этом случае кадр обнаруживает себя полноценным участником процесса: на него ведётся атака, его пытаются сломать, его игнорируют. И он превращается в источник ценного материала о функционировании пациента и раскрывает новые его стороны. Порой кадр становится «соломинкой», удерживающей на плаву. Как-то об этом Винникотт сказал, что иногда кадр — это единственное, что может аналитик предложить своему анализанту.
Можно сказать, что кадр относится больше к стратегии нежели к технике, однако, несомненно, что понимание значимости кадра, как с теоретической, так и с практической точек зрения - это одна из важнейших составляющих профессиональной оснащённости психоаналитика.
Именно поэтому мы решили посвятить нашу очередную конференцию попытке разъяснить эти вопросы, опираясь на личный опыт, но в первую очередь — на опыт великих предшественников.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.