Robot
Складчик
- #1
[Москва, которой нет] Байкало-Амурская магистраль - крупнейшая стройка социализма [Юрий Егоров]
- Ссылка на картинку
Историк транспорта, кандидат технических наук, автор путеводителя по МОЖД Юрий Егоров представляет результаты своих новых иследований в формате лекции. Речь пойдет о строительстве Байкальско-Амурской магистрали.
Железная дорога — путь развития цивилизации. Эта несложная истина известна людям уже почти два столетия. Небольшие пристанционные посёлки, появившиеся там, где было нужно железнодорожникам, быстро обрастали торговлей, промышленностью, «гражданским» населением, какие-то из них со временем превратились в крупные города, дав жизнь прежде безлюдной местности. Так было на протяжении XIX столетия, так продолжалось и весь ХХ век.
Байкало-Амурскую магистраль принято считать «советской» стройкой — и действительно, основные события происходили на ней в советский период, хотя последние её объекты открылись уже в XXI веке. Но её история гораздо дольше и сложнее: первые изыскания по будущей трассе дороги прошли на сто лет раньше её пуска в эксплуатацию — и вывод был сделан однозначный — строительство железной дороги здесь невозможно. Прошли годы, изменилась техника, да и сама страна стала другой, и вот, в 1930-е годы в сибирскую тайгу пришли первые строители. Однако, они не смогли удержаться на трассе: несколько раз строительство начиналось и вскоре затухало, оставляя в лучшем случае отдельные линии, никак не объединявшиеся в единую мощную магистраль. Часть этих линий дождалась «большого БАМа», а некоторые участки пришлось разобрать и вывезти на запад, чтобы «здесь и сейчас» решить жизненно важные задачи на западе страны в годы Великой Отечественной. И снова годы запустения...
В 1960-е годы был брошен клич «все на целину», причём под целиной понимались не только уже освоенные к тому времени казахские степи, но и все отдалённые уголки Союза, которых оказалось чуть ли не полстраны: Восточная Сибирь, Якутия, побережье северных морей. Одновременно эти «медвежьи углы» были поистине сокровищницей: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, металлические руды — не было только одного: прочной связи этих мест с центром страны и людьми, которым они были нужны. Такую связь давала новая Байкало-Амурская магистраль.
Были в строительстве и стратегические соображения: существовавший Транссиб проходил слишком близко к границе, что показала ещё русско-японская война начала ХХ века. И эту проблему тоже решала Байкало-Амурская железная дорога.
Лишь в 1970-е годы стало ясно: БАМу — быть! Тяжелейшая геология, сейсмичность, вечная мерзлота, высокие горы, полное отсутствие какой-либо цивилизации — всё это преодолели строители магистрали. Последним, уже в нашем столетии, вступил в строй уникальный пятнадцатикилометровый Северо-Муйский тоннель, строившийся почти тридцать лет.
О долгой истории Байкало-Амурской магистрали, о её проектах, изысканиях и строителях поговорим на нашей лекции.
Железная дорога — путь развития цивилизации. Эта несложная истина известна людям уже почти два столетия. Небольшие пристанционные посёлки, появившиеся там, где было нужно железнодорожникам, быстро обрастали торговлей, промышленностью, «гражданским» населением, какие-то из них со временем превратились в крупные города, дав жизнь прежде безлюдной местности. Так было на протяжении XIX столетия, так продолжалось и весь ХХ век.
Байкало-Амурскую магистраль принято считать «советской» стройкой — и действительно, основные события происходили на ней в советский период, хотя последние её объекты открылись уже в XXI веке. Но её история гораздо дольше и сложнее: первые изыскания по будущей трассе дороги прошли на сто лет раньше её пуска в эксплуатацию — и вывод был сделан однозначный — строительство железной дороги здесь невозможно. Прошли годы, изменилась техника, да и сама страна стала другой, и вот, в 1930-е годы в сибирскую тайгу пришли первые строители. Однако, они не смогли удержаться на трассе: несколько раз строительство начиналось и вскоре затухало, оставляя в лучшем случае отдельные линии, никак не объединявшиеся в единую мощную магистраль. Часть этих линий дождалась «большого БАМа», а некоторые участки пришлось разобрать и вывезти на запад, чтобы «здесь и сейчас» решить жизненно важные задачи на западе страны в годы Великой Отечественной. И снова годы запустения...
В 1960-е годы был брошен клич «все на целину», причём под целиной понимались не только уже освоенные к тому времени казахские степи, но и все отдалённые уголки Союза, которых оказалось чуть ли не полстраны: Восточная Сибирь, Якутия, побережье северных морей. Одновременно эти «медвежьи углы» были поистине сокровищницей: нефть, газ, уголь, золото, алмазы, металлические руды — не было только одного: прочной связи этих мест с центром страны и людьми, которым они были нужны. Такую связь давала новая Байкало-Амурская магистраль.
Были в строительстве и стратегические соображения: существовавший Транссиб проходил слишком близко к границе, что показала ещё русско-японская война начала ХХ века. И эту проблему тоже решала Байкало-Амурская железная дорога.
Лишь в 1970-е годы стало ясно: БАМу — быть! Тяжелейшая геология, сейсмичность, вечная мерзлота, высокие горы, полное отсутствие какой-либо цивилизации — всё это преодолели строители магистрали. Последним, уже в нашем столетии, вступил в строй уникальный пятнадцатикилометровый Северо-Муйский тоннель, строившийся почти тридцать лет.
О долгой истории Байкало-Амурской магистрали, о её проектах, изысканиях и строителях поговорим на нашей лекции.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.