Robot
Складчик
- #1
[Точка интеллекта] История Греции в обломках. Аттический смех: комедия и юмор [Арсений Дежурнов]
- Ссылка на картинку
ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ В ОБЛОМКАХ
«Фрагмент» – древнегреческое слово, оно означает «обломок». Так получилось, что до нас дошли обломки великой культуры, из чуда которой выросла современная цивилизация. Расписные греческие храмы стоят Белыми руинами. Статуи великих скульпторов известны нам только по поздним копиям, не всегда удачным. От живописи дошли лишь воспоминания, больше похожие на сказку. Жизнеописания философов лучше всего сохранились в анекдотах. Литература уцелела благодаря тому, что лучшие ее образцы были тиражированы в древних учебниках и хрестоматиях, но все равно иные писатели известны только по восторгам современников. И вот теперь каждая эпоха дополняет древнегреческую историю по своему усмотрению – при помощи новых археологических находок, поэтического воображения, реставрации и реконструкций.
Вот и мы в нашем курсе пройдем среди великих обломков – то внимательно разглядывая неважные, но хорошо уцелевшие, а то наоборот - в двух словах упомянем величайшие события, от которых уцелели только легендарные свидетельства. Такой разговор никогда не будет полным, но он обещает быть увлекательным.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ (поскольку курс читается впервые, названия темы могут быть изменены):
На протяжении веков серьезные люди размышляли о серьезных и печальных вещах. Может быть, потому что великий Аристотель всем пообещал, что напишет об искусстве трагедии, а про комедию «поговорит в другом месте». И ничего не сказал. А может, с годами просто половина его «Поэтики» потерялась. Нам предстоит обратить серьезный взгляд на древний смех, чтобы реконструировать представления древних о комическом. В фокусе нашего внимания окажется «неблаговоспитанный любимец муз» Аристофан и его время.
«Фрагмент» – древнегреческое слово, оно означает «обломок». Так получилось, что до нас дошли обломки великой культуры, из чуда которой выросла современная цивилизация. Расписные греческие храмы стоят Белыми руинами. Статуи великих скульпторов известны нам только по поздним копиям, не всегда удачным. От живописи дошли лишь воспоминания, больше похожие на сказку. Жизнеописания философов лучше всего сохранились в анекдотах. Литература уцелела благодаря тому, что лучшие ее образцы были тиражированы в древних учебниках и хрестоматиях, но все равно иные писатели известны только по восторгам современников. И вот теперь каждая эпоха дополняет древнегреческую историю по своему усмотрению – при помощи новых археологических находок, поэтического воображения, реставрации и реконструкций.
Вот и мы в нашем курсе пройдем среди великих обломков – то внимательно разглядывая неважные, но хорошо уцелевшие, а то наоборот - в двух словах упомянем величайшие события, от которых уцелели только легендарные свидетельства. Такой разговор никогда не будет полным, но он обещает быть увлекательным.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ (поскольку курс читается впервые, названия темы могут быть изменены):
- Греция начинается.
- Боги, законы, мудрецы и философы.
- Поэты и музыканты. Атлеты и воины. Жизнь в древнем городе. За столом у древнего грека.
- Культ Диониса и театр. Почему сейчас трагедию вытеснила драма?
- Трагедия трагедии "Эдип царь"
- Аттический смех: комедия и юмор
- Внутренняя правда и внешнее правдоподобие: истории о греческих художниках.
- Александр и его время. Конец демократии.
- Как выглядят археологические раскопки? Рассказ о древнегреческих городах Северного Причерноморья и ныне здравствующих археологах.
- Древняя Греция в зеркале римской культуры. Когда закончилась античность?
На протяжении веков серьезные люди размышляли о серьезных и печальных вещах. Может быть, потому что великий Аристотель всем пообещал, что напишет об искусстве трагедии, а про комедию «поговорит в другом месте». И ничего не сказал. А может, с годами просто половина его «Поэтики» потерялась. Нам предстоит обратить серьезный взгляд на древний смех, чтобы реконструировать представления древних о комическом. В фокусе нашего внимания окажется «неблаговоспитанный любимец муз» Аристофан и его время.
- Театр борется за мир: «Лисистрата».
- Аристофан против продажной философии софистов: «Облака».
- Первый пример литературной критики: «Лягушки».
- Юмор «телесного низа» - его высокое положение в эстетике комического.
- Почему на закате юмор становится утонченным, но не веселым?
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.